Размер шрифта: А A A

Цветовая схема: А A A

Экспериментальная работа

МБОУ СОШ № 22 с ноября 2014 года школа работает в экспериментальном режиме на городском уровне.( Приказ УО № 1091 - ОД от 25.11.2014 Решение Экспертного совета УО администрации г.Ставрополя от 28.08.2014)

 Работа осуществляется по теме «Формирование правовой культуры учащихся старших классов»

Проводит исследования педагогический коллектив МБОУ СОШ №22

Научный руководитель ОЭР Терещенко Елена Анатольевна, заведующая кафедрой правовой культуры и защиты прав человека юридического института Северо-Кавказского Федерального Университета, кандидат юридически наук.

 Реализуются цели  — заложить основы воспитания правовой культуры,  способствовать становлению личности,  помочь  приобрести  опыт  самостоятельного  принятия   правовых решений на практике (как гражданина, как работника, как потребителя) и сформировать навыки приобретения и применения правовых  знаний для анализа и объяснения  правовых ситуаций.

Задачи эксперимента:

            развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;

            освоение системы знаний, необходимых для защиты прав человека и гражданина;

            воспитание правовой культуры в условиях развития личности;

            формирование опыта применения полученных знаний типичных задач в области государственно-правового регулирования.

Объект исследования – правовая культура  как компонент педагогического процесса.

Предмет исследования – особенности организации правового  воспитания в школе.

Характеристика предполагаемых результатов:параметры, по кото­рым определяется эффективность экспериментальной методики.

Проектируемые результаты не ориентированы на завершенность процесса становления правовой культуры личности в школе, так как он должен продолжаться и во взрослой жизни ее выпускников. Однако школа может и должна заложить основы правовой культуры.  Именно такой результат рассматривается как предполагаемый.

  1. Вовлеченность обучающихся в процесс реализации целей и задач проекта в блоке учебной деятельности – 100%.
  2. Вовлеченность обучающихся в процесс реализации целей и задач проекта в блоке внеурочной деятельности – 100%
  3. Вовлеченность родителей обучающихся – 30%
  4. Количество внеурочных мероприятий по тематике проекта – 15 мероприятий в год.
  5. Разработка и издание хрестоматии «Международные документы о правах человека»
  6. Разработка  и издание хрестоматия «Защита прав несовершеннолетних в законодательстве России»
  7. Разработка памяток по различной  правовой тематике.

 На заключительном этапе экспериментальной работы “Формирование правовой культуры старших классов» изменились показатели и по деятельностному критерию, который также вырос у подростков, и находится на высоком и среднем уровнях. Это говорит о том, что нам удалось сформировать и развить навыки правомерного поведения, социально активного образа жизни; научить школьников планировать и контролировать свои действия в социуме, избегая правонарушающих ситуаций. 

Заметно возрос и уровень правовых знаний старших подростков, которые не только умеют отличать противоправное от социально нейтрального или одобряемого поведения, правильно определяют отраслевую принадлежность правовых норм, но и знают их содержание, детали, нюансы. Динамика показателей когнитивного компонента правовой культуры старшеклассников, определенная с помощью авторской анкеты.

Данное исследование, однако, не исчерпывает всех аспектов многостороннего процесса формирования правовой культуры учащихся старших классов. Перспективными направлениями исследований являются проблемы преемственности развития правовой культуры обучаемых в дошкольных и общеобразовательных учреждениях; повышения правовой компетентности педагогов; организации процесса правового образования на основе интеграции деятельности семьи и школы.

Подводя итоги исследованию формирования правовой культуры старшеклассников, следует отметить, что правовая культура отдельного человека, старшеклассника немыслима без правовой культурности всего общества. Под правовой культурой общества как сложного системного образования понимается совокупность материальных и духовных достижений в правовой жизни общества. Она выступает как смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов в правовой жизни общества.

В 2017 году планируется завершить:

Творческий этап. Главная задача: разработка, накопление дидактического материала и разработка программ.

Сборник методических материалов по результатам экспериментальной работы будет выпущен до декабря 2017 года.

Единая коллекция ЦОР Единое окно доступа к образовательным ресурсам Официальный информационный портал ЕГЭ Федеральный центр ЭОР Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Министерство образования и науки Российской Федерации Сайт Президента России Российское образование Официальный сайт администрации города Ставрополя Федеральный институт педагогических измерений