Ст. 43 Конституции РФ содержит целый ряд базовых принципов организации системы образования в РФ. К таким принципам можно отнести то, что РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Таким образом, само понятие федерального государственного образовательного стандарта заложено уже на уровне Конституции РФ, и законодатель не вправе отказаться от такого инструмента регулирования содержания образования, как федеральный государственный образовательный стандарт.
Нормативное правовое регулирование федерального государственного образовательного стандарта в новом законе во многом идентично уже сложившемуся на момент его принятия нормативному правовому регулированию.
В новом Законе, в статье второй, дано определение стандарта, которое содержательно мало отличается от того, что было ранее:
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Из определения стандарта вытекает, что стандарты являются обязательными требованиями, и утверждаться стандарты будут Минобрнауки РФ. Содержание образования (конкретные образовательные программы образовательных организаций), таким образом, должно соответствовать требованиям стандартов, в связи с чем стандарт является эффективным инструментом регулирования требований к содержанию образования.
Подобная значимость федеральных государственных образовательных стандартов нашла свое отражение в политике их разработки и принятия, в частности, в том, что проекты стандартов размещаются на официальном сайте Минобрнауки и проходят общественное обсуждение, которое позволяет усовершенствовать текст данных документов и учесть мнения профессионального сообщества и российской общественности в ходе разработки документов.
Ст. 11 Закона устанавливаются базовые требования к федеральным государственным образовательным стандартам.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства РФ;
2) преемственность основных образовательных программ;
3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Практически не изменилась и структура стандарта, он по-прежнему представляет собой три группы требований, это требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Согласно Закону, Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения. Фактически это означает, что именно требования стандарта должны быть положены в основу требований к оценке подготовки обучающихся. И, тем самым, именно требования стандартов могут быть положены в основу оценки качества образовательной деятельности в образовательной организации.
Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством РФ.
Действует Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений».
Согласно документу, Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов и вносимых в стандарты изменений с привлечением учебно-методических объединений в системе образования, образовательных, научных и иных организаций, представителей работодателей, а также органов исполнительной власти и иных заинтересованных лиц, разработку по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации проектов стандартов ассистентуры-стажировки и по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации проектов стандартов ординатуры.
Министерство образования и науки Российской Федерации с целью рассмотрения проектов создает совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам и рабочие группы по стандартам общего образования, по стандартам среднего профессионального образования, по стандартам высшего образования, а также рабочую группу по рассмотрению проектов, содержащих сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.
Разработанные проекты направляются разработчиками в Министерство образования и науки Российской Федерации для рассмотрения и утверждения. Министерство образования и науки Российской Федерации не менее чем за 2 месяца до даты заседания совета, на котором планируется рассмотреть проекты, размещает их на сайте regulation.gov.ru. Министерство образования и науки Российской Федерации организует проведение независимой экспертизы проектов организациями, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
Рассмотрим, как на основе нового закона в школе будет формироваться содержание образования, как оно будет определяться, в каких документах и как оно будет отражено, какие изменения ожидают образовательные организации в ближайшем времени и в среднесрочной перспективе и каким образом руководителям образовательных организаций наиболее рационально и эффективно действовать в сложившихся условиях.
В первую очередь рассмотрим, как это выглядело раньше, в соответствии с ранее действовавшим законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивали разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности. Примерная основная образовательная программа должна была обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Стандарт был источником примерной основной образовательной программы, и уже на ее основе школы готовили свои образовательные программы, которые и были для них основным рабочим документом, определявшим содержание образования.
Стандарт для школ не был документом прямого действия, он реализовывался через примерную программу.
В настоящий момент, закон «Об образовании в Российской Федерации» ситуацию изменяет. В нем также предусмотрены федеральный государственный образовательный стандарт и примерная основная образовательная программа. Примерная программа формируется на основе стандарта, а вот образовательная программа организации, осуществляющей образовательную деятельность, теперь разрабатывается образовательной организацией в соответствии со стандартом и с учетом примерной программы. Фактически, стандарт становится документом прямого действия, и более важным, нежели примерная программа. Схематично все должно быть устроено так:
Рисунок 1. Источники создания образовательной программы организации, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»
Фактически, образовательная программа организации, осуществляющей образовательную деятельность, разрабатывается в соответствии со стандартом (который устанавливает обязательные требования), а также с учетом примерных основных образовательных программ.
Помимо того, что стандарт определяет обязательные требования к образованию конкретного уровня, и тем самым является инструментом обеспечения единства образовательного пространства в РФ, того, что стандарт ложится в основу разработки как непосредственно образовательных программ конкретных образовательных организаций, так и разработки примерных основных образовательных программ, он выполняет и ряд иных важных функций.
Использование стандарта для определения сроков освоения программ
Законом определяется, что федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
Для различных форм обучения, образовательных технологий и отдельных категорий обучающихся, таким образом, могут быть установлены разные сроки освоения одних и тех же образовательных программ, и это должно быть определено именно в стандарте.
Стандарт как инструмент регламентации изучения языков в РФ
В принятом законе изучение языков регулируется в зависимости от того, каково правовое значение того или иного языка в РФ.
В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке РФ, если законом не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка РФ в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики РФ, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик РФ в соответствии с законодательством республик РФ. Преподавание и изучение государственных языков республик РФ в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Граждане РФ имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов РФ в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов РФ в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Таким образом, в стандарте общего образования должны найти отражение возможности для изучения как минимум трех групп языков. Отметим что стандарт, действующий сегодня, построен на дуальной классификации: государственный язык обучения - родной (нерусский) язык.
Определение нормативов обеспеченности
Согласно статье 18 Закона, которая называется «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы», нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Обеспечение прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Возможность специального регулирования требований к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием либо отдельного федерального государственного образовательного стандарта, либо установления специальных требований к образованию таких лиц в общем стандарте необходима для обеспечения государственных гарантий реализации прав таких лиц в сфере образования.
Таким образом, в действующие ФГОС ожидается внесение ряда изменений. Наиболее ожидаемыми изменениями являются, несомненно, ФГОС либо разделы ФГОС для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Также ожидаются четкие нормативы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями. Кроме того, важным моментом является установление нормативных сроков обучения с учетом различных форм получения образования и форм обучения, а также (потенциально) ограничение получения образования в отдельных формах и ограничение отдельных форм обучения в случае, если это необходимо. Также крайне важно, какое отражение в ФГОСах получат различные образовательные технологии.